2.jpg

Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

Оценка бизнеса представляет собой определение стоимости всего комплекса имущества компании, деятельность которой направлена на получение прибыли ее владельцем. В процессе проведения оценочной экспертизы устанавливается стоимость всех активов фирмы — как материальных, так и нематериальных. Чаще всего к ним относятся недвижимое имущество, складские запасы, машины и оборудование, какие-либо финансовые вложения и т. д.

Отдельной процедурой является анализ эффективности и результативности деятельности компании, ее доходов (прошлых, настоящих и будущих), перспектив ее развития и конкурентоспособность, что осуществляется за счет сопоставления оцениваемого бизнеса с подобным видом бизнеса.

Следствием такого комплексного подхода является реальная и объективная оценка компании, выступающей в качестве имущественного комплекса, способного приносить прибыль.

Проведение оценки бизнеса необходимо при решении широкого круга задач:

  • если необходимо определить в случае купли-продажи акций или предприятия на фондовом рынке стоимость ценных бумаг;
  • если нужно оценить при купле-продаже предприятия его стоимость (речь может идти как о его продаже целиком, так и по частям);
  • если запланирована реструктуризация предприятия и любые процессы, требующие внесения существенных изменений в документацию, будь то ликвидация организации, слияние или поглощение, а также выход отдельных предприятий из общего состава какого-либо холдинга. В данном случае проведение грамотной оценки необходимо, так как она позволит установить оптимальную цену покупки, выкупа акций и т. д.;
  • если разрабатывается план дальнейшего развития предприятия, так как оценка будущих доходов компании, степени ее устойчивости и конкурентоспособности является одним из важнейших этапов стратегического планирования;
  • если есть необходимость в оптимизации управления фирмой или предприятием, повышении его эффективности;
  • при проведении процесса страхования;
  • для составления завещаний,

         и в других случаях.

Необходимые документы:

  • копии учредительных документов (Учредительный договор, Устав, Свидетельство о регистрации);
  • для акционерных обществ — копии проспектов эмиссии и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг;
  • организационная структура и виды деятельности компании;
  • если есть — копии договоров аренды на недвижимое имущество;
  • данные по отчетам бухгалтерии за последние три-пять лет или возможное количество предыдущих периодов: бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках (отчет о финансовых результатах);
  • если проводилась аудиторская проверка — последнее заключение аудиторской компании;
  • ведомость основных фондов, инвентарные списки имущества, а также данные о всех материальных (запасы, недвижимость, векселя, акции сторонних обществ и т.д.) и нематериальных активах;
  • расшифровка кредиторской задолженности;
  • расшифровка дебиторской задолженности по видам и срокам ее образования, определение доли сомнительной задолженности;
  • если есть дочерние компании или холдинги — финансовая документация по ним;
  • предварительный план развития и перспективы предприятия на последующие 3-5 лет, в котором должна быть указана планируемая валовая выручка, необходимые инвестиции и затраты, а также — чистая прибыль по годам.